Меню

Каким Вы видите будущее человеческой цивилизации?

Технологическая экспансия по Галактике.
Отказ от технологической цивилизации. Биологическая эволюция на Земле в гармонии с другими видами.
Переход человечества от биологической сущности к другим формам существования.
Вымирание.
Какой либо иной путь, навязанный инопланетной цивилизацией.
Файловое хранилище:

 Обратная связь
Система Orphus
Отправить письмо администраторуОтправить SMS (СМС)администратору

323670109

 Статистика


Сейчас на сайте:

Гости: 8

Чат:
ifhjdfhs

 Форумы

lastforumзаказать продвижение интернет ... (0)
lastforumКонкреционная модель планеты З... (27)
lastforumГеология о новой энергии (21)
lastforumНовая модель планеты Земля и Д... (30)
lastforumБесшатунный двигатель С.С. Бал... (0)
lastforumНужно ли продолжение темы ГЕОЛ... (88)
lastforumГенератор Тарасенко (12)
lastforumПроисхождение нефти (62)
lastforumОбразование нефти. Теория Тара... (11)
lastforumГлобальное изменение климата (20)
lastforumНовая модель планеты Земля и Д... (90)
lastforumГеология о новой энергии (65)
lastforumСамые важные обзоры науки (0)
lastforumКатастрофы в мире (7)
lastforumтемная энергия (2)

 Последние новости

lastnewsНайден источник последнего инопланетного сигнала
lastnewsТихоходки переживут нас всех
lastnews«Звезда» российского производства появится на небе этим летом
lastnewsУчёные объяснили южные «белые ночи» из древнеримских хроник
lastnewsПочему ночные бабочки летят на свет?
lastnewsДревнее Солнце оказалось двойной звездой
lastnewsОбнаружена технологически развитая цивилизация древности
lastnewsПредложено неожиданное объяснение отсутствия внеземных цивилизаций
lastnewsВ Чили начали строить самый большой телескоп
lastnewsПочему киты стали большими?
lastnewsНазваны пять смертельных опасностей Марса
lastnewsМарс - гость из пояса астероидов?
lastnewsПочему развязываются шнурки?
lastnewsПредставлены первые результаты поиска внеземной жизни
lastnewsНазвано условие обнаружения инопланетян вне пределов Млечного Пути
lastnewsВ Солнечной системе нашли новую планету
lastnewsАстрономы сообщили о таинственном космическом взрыве
lastnewsНа Луне обнаружены глубокие подземные туннели: будущий дом человечества?
lastnewsЧем пахнет после дождя?
lastnewsНовые данные об особенностях движения двух далеких астероидов говорят в пользу предположения о существовании девятой планеты
lastnewsВ 40 световых годах от Земли нашли три потенциально обитаемые планеты
lastnews6 серьезных ученых отвечают на детские вопросы
lastnewsГеологи открыли восьмой континент Земли
lastnewsУчёные выяснили, сколько обезьян нужно для «революции»
lastnewsСША испугались сокрытия Китаем контактов с инопланетянами
lastnewsУченые начали изучение системы Wolf 1061 с целью поисков там следов жизни
lastnewsЗачем птицы прячут клюв под крыло
lastnewsНазвано предназначение «инопланетных» сигналов
lastnewsЧилийские военные опубликовали ранее засекреченное видео с НЛО
lastnewsВ 2022 году земляне смогут наблюдать новую звезду
lastnewsЛучшие космические визуализации — 2016
lastnewsСоздано первое интерактивное Древо Жизни: все живые существа на одной схеме
lastnewsКуда исчезли снегири?
lastnewsВ НАСА выяснили, почему лунная пыль левитирует на видео с Аполлонов
lastnewsВспышка в созвездии Большой Медведицы
lastnewsЕще одну звезду закрывает неизвестный объект
lastnewsЗвезду KIC 8462852 посчитали источником энергии для инопланетян
lastnewsВ НАСА назвали следующую после Марса цель для колонизации
lastnewsПьют ли рыбы воду?
lastnewsНазван самый странный язык в мире
lastnewsНа Марсе нашли огромное море
lastnewsНа Марсе обнаружили возможные следы существования жизни
lastnewsВ понедельник можно будет увидеть самую большую за 70 лет Луну
lastnewsПочему абсолютная моногамия невозможна?
lastnewsКак росло население Земли: вся история за 6 минут
lastnewsКакое насекомое самое опасное? (и другие важные вопросы)
lastnewsМорозко: В недрах Антарктиды обнаружили внеземную жизнь
lastnewsСамый большой в мире радиотелескоп присоединился к поискам внеземных цивилизаций
lastnewsОбнаружено 234 потенциальных сигнала внеземных цивилизаций
lastnewsБританский физик объяснил отсутствие инопланетян самоубийством


 Комментарии

lastnews«Vision Mercedes-Maybach 6 соединяет теплый аналог...
lastnewsХорошо бы получить полную запись сырых данных этог...
lastnewsСтационарный метеор?...
lastnewsРано или поздно сигнал искусственного происхождени...
lastnewsМоя теория Потопа и Оледенения очень удачно попала...
lastnewsСпасал ее и СССР. В 1971г. когда в Америке был оче...
lastnewsПолучается,что именно Россия спасла США, а не благ...
lastnewsЛюди ведь приматы тоже!...
lastnewsМы Приветствуем Вас и всегда ждём на своём сайте.!...
lastnewsТаким образом, эта система неравенств не имеет реш...
lastnewsАстральный План – план, соединяющий миры, в данном...
lastnewsНдааа, конкретно я зашифровался. Комментируя откры...
lastnewsВ США уже приступили к серийному производству тепл...
lastnewsИз чего следует, что поверхностная яркость звезды ...
lastnewsАнатолий, поток энергии излучения, принимаемого от...


 Что такое «Нибиру»? Планета или... | Новости

Знаете ли Вы что ...
В 1560г. португальцы начали колонизацию страны Нгондо, расположенной на юго-западном побережье Африки. Правитель страны имел титул ангола, поэтому европейцы, не считавшие нужным выяснять подробности, нарекли страну АН голой.

Астро информер

Техномагия. Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства...
Проект "Ковчег". Чем вы лучше остальных 7 млрд. землян?


Что такое «Нибиру»? Планета или... Версия для печати



Что такое «Нибиру»? Планета или…

…он сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Χ и согнул каждую из них в круг,
заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения.

«Тимей». Платон.

Я надеюсь, вы с интересом прочитали статью Майкла Хейзера [1], посвящённую исследованию клинописных текстов Месопотамии, в которых упоминается Нибиру. Думаю,  у вас не осталось никаких сомнений в том, что шумеры вовсе не обозначали понятием «Нибиру» планету, расположенную где-то за орбитой Плутона? Но, если вам интересна эта тема, у вас обязательно должен возникнуть вопрос, на который так и не был дан ответ в той статье:

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «НИБИРУ» НА САМОМ ДЕЛЕ?

Вынужден вас огорчить... На этот вопрос вы вряд ли сможете получить точный и исчерпывающий ответ. Вы должны понимать, что это не говорит о каком-то «заговоре» учёных, целенаправленно скрывающих информацию. Это связано с огромными трудностями, с которыми сталкиваются исследователи при переводе клинописных текстов, а также с очень не высокой информативностью астрономических и астрологических шумеро-аккадских текстов, в которых упоминается понятие «нибиру». Поэтому имеющиеся у нас переводы могут значительно исказить смысл, который закладывали в эти тексты жители древней Месопотамии.

Вот, например, сравните два варианта перевода:

Когда звезды Энлиля исчезли, великая тусклая звезда, которая делит небеса пополам и стоит, есть mul dMarduk-nibiru mulSAG.ME.GAR; оно (божество) меняет свое положение и блуждает по небесам.

Когда звезды Энлиля затмили великую бледную звезду, что рассекает небеса и стоянки,  mul dMarduk-nibiru mulSAG.ME.GAR; он (бог) меняет свою позицию и странствует над небесами.


Согласитесь, отличия существенные…

Приведу ещё один пример, неплохо иллюстрирующий проблемы, возникающие при переводе клинописи. В идеографически-слоговом письме один знак мог обозначать и слог, и целое слово. Более того, одним и тем же знаком могут передаваться различные слоги, и даже различные слова. Вот простейший случай: слог, содержащий звук «р», может быть передан шестью различными знаками, в зависимости от того, с какой гласной он соседствовал (ра, ар, ри, иp, ру, ур). Согласные выступают только в составе слога, тогда как гласные иногда и как отдельные знаки. Например, группа клинописных знаков, обозначающая имя царя – Набукудурриуцур (Навуходоносор), – прочитанная в соответствии со звучанием отдельных знаков, должна была бы читаться так: АН-ПА-ША-ДУ-ШЕШ… [2] Не удивительно, что многие учёные вообще крайне скептически относились к возможности расшифровки этих текстов.

Именно поэтому я могу вам предложить только гипотезу, которая должна дать ответ на вопрос, что же такое «Нибиру» в понимании жителей Месопотамии. Но сначала я очень кратко напомню вам историю шумеро-аккадской цивилизации (по материалам [7], [8]) и общие понятия и термины современной сферической астрономии (по материалам [6]), которые я буду использовать далее. Впрочем, если вы всё это помните, то можете пропустить следующие два раздела.

1 Кратко о месопотамской цивилизации

Древняя Месопотамия. III-II тысячелетие до н.э.

Рис. 1. Древняя Месопотамия. III-II тысячелетие до н.э.

Месопотамия, или Междуречье, - это область на Ближнем Востоке, лежащая по берегам двух больших текущих рядом рек, Тигра и Евфрата. В IV-III тысячелетии до н. э. Месопотамия была населена шумерами, язык которых не родственен ни одному из известных современных и древних языков.

Шумеры, называвшие себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»),  появились в Месопотамии примерно во второй половине IV тысячелетия. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно свидетельство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково.

Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играли боги Ану, Энлиль, Энки. И, наконец, едва поселившись в Месопотамии, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун (возможно, современный остров Бахрейн).

Шумеры создали в Южной Месопотамии несколько городов-государств, ставших центрами культурного развития. Важнейшими из них были расположившиеся на Евфрате Ур и Урук и разместившиеся в Междуречье Лагаш и Ниппур. В центре шумерских городов помещались храмы, которые обычно представляли собой многоступенчатые пирамиды. На верхней площадке пирамиды стоял собственно храм сравнительно скромных размеров. Подобные сооружения, называвшиеся зиккуратами, возвышались над остальными постройками и выражали идею "связи небес и земли" (такое имя носил зиккурат в Ниппуре). Это название подтверждает и астрономическое значение зиккуратов. Зачастую, именно на зиккуратах проводили астрономические наблюдения шумерские жрецы.

Важнейшим культурным достижением шумеров стало создание письменности. Материалом для письма служили таблички из сырой глины, на которые с помощью остроконечной палочки наносили характерные клинообразные знаки. Отсюда происходит название этой системы письма - клинопись. Заполненные записями таблички обжигали; это обеспечило их сохранность на протяжении тысячелетий. На основе клинописи развилась целая литература, в которой встречается много астрономических текстов.

Для математических вычислений шумеры пользовались шестидесятеричной системой счисления.

Числа меньше 60 записывали просто повторением символов для 10 и 1. Знаком для 10 был клин, для 1 - вертикальный нажим. Таким образом, два клина и три нажима означали 23. Для больших чисел и дробей использовалась позиционная система счисления подобная нашей десятичной системе, но с основанием 60.

Таким образом, запись 1, 1, 15 может быть прочтена как 602+60+15 = 3675.

Возможно, однако, что 15 следует читать как 15*60k: в этом случае число 3675 должно быть умножено на 60k. В заключение, число 15 может подразумевать 15/60k; в этом случае число 3675 необходимо разделить на 60k.

Шумеры имели таблицы для умножения, определения обратных величин, возведения в квадрат и извлечения квадратных корней. Развитая шумерская вычислительная техника была основой, на которой базировалась старовавилонская арифметика и алгебра. Вавилоняне знали, как решать системы линейных и квадратных уравнений, а также избранные кубические и биквадратные уравне­ния, они могли также суммировать арифметические и другие последовательности. Были они также знакомы уже во время династии Хаммурапи с «теоремой Пифагора». [4]

Сакральное время у шумеров, как и у многих других народов, является циклическим и определяется не только сроками основных сельскохозяйст­венных работ, но и результатами наблюдений за цик­лами Луны (шумер. Нанна), Венеры (шумер. Инанна) и Солнца (шумер. Уту). Их календари были лунно-солнечными, для корректной увязки циклов каждые несколько лет в календарь вставлялся до­полнительный месяц. Календарный месяц начинал­ся с новолуния. Наиболее изученным в настоящее время является календарь из Ниппура — священ­ного центра шумеров.

Ниппурский календарь состоял из следующих месяцев:
  1. Бараг-заг-гар-ра «престол святилища»
  2. Гуд-си-са «направление волов (на плужную вспашку)»
  3. Сиг-у-шуб-ба-гар «помещение кирпича в кирпичную форму»
  4. Шу-нумун-а «месяц сева»
  5. Изи-изи-гар-ра «месяц зажигания огней»
  6. Кин-Инанна «месяц обряда богини Инанны»
  7. Дуль-Куг «месяц Священного Холма»
  8. Апин-ду-а «месяц отпускания плуга (с пашни)»
  9. Ган-ган-эд «месяц выхода Убийцы (= Нергала)»
  10. Аб-ба-эд «месяц выхода отцов» (либо «месяц выхода моря»)
  11. Зиз-а (второе чтение — удра) «месяц двухзернянки или полбы» (второе чтение — месяц темноты)
  12. Ше-гур-куд «месяц жатвы».

Ниппурский календарь первоначально употреблялся только на территории г. Ниппура. Однако с начала второго тысячелетия до новой эры он становится общегосударственным календарём Южной Месопотамии и используется на территории городов Исин и Ларса. Он включает в себя все наи­более актуальные для шумерского города ритуалы и праздники. Весной, во время разлива рек и накану­не первого равноденствия, шумеры встречали Но­вый год.

В первые дни года разыгрывалась ритуаль­ная битва между молодым богом Нинуртой и сила­ми зла, которыми руководил демон Асаг. В конце битвы Нинурта побеждал, убивал своего противника и создавал из частей его тела новый мир. После этого торжественно проходила интронизация царя. Нужно отметить, что у первобытных народов мы встречаем обычай убивать старого царя и ставить на его место юного и сильного. Вероятно, и сам сюжет мифа о борьбе героя с чудовищем отражает архаичный обряд поединка молодого царя со ста­рым. Однако в шумерских (и позднее в вавилонских) текстах речь идет только об обновлении силы царствующего правителя.

В следующем месяце года проводился обряд священного брака, который дол­жен был магически воздействовать на плодородие земли, скота и людей в течение года. Священный брак проходил в каждом шумерском городе и вос­принимался как брак пары городских божеств. Осо­бенно часты упоминания о браке бога весны Думузи и богини любви Инанны, проходившем в городе Уруке. На самом же деле в роли бога выступал пра­витель города, бывший верховным жрецом главного городского храма, а богиню представляла одна из храмовых жриц. Ребенок, родившийся от священно­го брака, имел высокий общественный статус и мог называть своими родителями самих богов (таким ребенком был, например, правитель города Лагаша Гудеа, называвший своей матерью богиню Гатумдуг).

Летом, в канун солнцестояния, проходил празд­ник проводов Думузи в подземный мир, сопровождавшийся плачами и его символическими похоро­нами. В июле - августе отмечались подвиги шумер­ского царя-героя Гильгамеша. В городских кварта­лах при свете факелов проходили спортивные состя­зания, посвященные этому любимцу месопотамской словесности. Осенние праздники были посвящены почитанию богов подземного мира. Они сопровож­дались жертвоприношениями и возлияниями судьям мира мертвых Ануннакам.

Зимнее солнцестояние отмечалось как праздник выхода предков из подзем­ного мира, причем под предками понимались пра­вители шумерских городов. Для них в здании на­родного собрания ставили троны, их приглашали отведать различных жертвенных яств. В общем и целом, сакральное время Ниппурского календаря отмечало вехи равноденствий и солнцестояний, уде­ляя меньше внимания остальным периодам года. Календари других шумерских городов отмечали ли­бо время полевых работ, либо время местных празд­ников, не до конца еще понятных и изученных [5].

От шумерского лунно-солнечного календаря была унаследована структура вавилонского календаря.

Год в вавилонском календаре образовывался из 12 месяцев состоящих из 29 и 30 дней попеременно. Названия месяцев в вавилонском календаре известны для периода после X в. до н. э.

Таблица 1 – Вавилонский календарь.

Название месяца
Число дней
Кому посвящён
Соответствие

Нисану (Нисан)

30
Ану и Бэл
Март/Апрель

Айру (Айар)

29
Эа
Апрель/Май

Сивану (Симан)

30
Нанна
Май/Июнь

Дуузу (Дуз)

29
 
Июнь/Июль
Абу (Аб)
30
 
Июль/Август

Улулу (Элул)

29
Иштар
Август/Сентябрь

Ташриту (Ташрит)

30
Шамаш
Сентябрь/Октябрь

Архасамна (Арахсами)

29
Мардук
Октябрь/Ноябрь

Кисливу (Кислим)

30
Нергал
Ноябрь/Декабрь

Тебету (Тебет)

29
 
Декабрь/Январь

Шабату (Шабат)

30
Адад
Январь/Февраль

Аддару (Аддар)

29
 
Февраль/Март

Начало года приходилось на неомению (первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа), ближайшую к весеннему равноденствию, для чего время от времени вводился дополнительный месяц. До V в. до н. э. дополнительные месяцы вводились по специальному распоряжению властей. Известен приказ царя Хаммурапи от 1760 г. до н. э. о введении дополнительного месяца Улулу, для того чтобы компенсировать «недостаток года».

Астрономия шумерского периода была наблюдательной. Шумеры обожествляли небесные светила (Ан - Небо, Уту - Солнце, Нанна - Луна и Инанна - Венера). Уже в начале III тысячелетия до н. э. шумеры знали, что Утренняя и Вечерняя звезда представляют собой одно и то же светило - планету Венеру. А в конце этого тысячелетия был создан клинописный текст, содержавший список шумерских созвездий, которые также считались божествами. Он свидетельствует о том, что шумеры выделяли планеты как самостоятельную категорию небесных светил. Они называли их "дикими овцами", чтобы отличить от неподвижных звёзд. Однако точно неясно, сколько планет было им известно.

Северную часть Нижней Месопотамии с давних времён населяли восточные семиты. Постепенно они стали принимать всё большее участие в делах шумерских городов. В XXIV в. до н. э. к власти в одной из областей в результате переворота пришёл семит незнатного происхождения - Саргон Древний. Он основал город Аккад, ставший столицей одноимённого государства. Аккадцы не разрушили, а усвоили и развили шумерскую культуру, приспособив к своему языку и клинопись. Со временем шумерский язык в Месопотамии вышел из употребления и сменился аккадским.

В начале II тысячелетия до н. э. в среднем течении Евфрата возвысился город Вавилон, бывший до того незаметным селением. Наивысшего расцвета он достиг при царе Хаммурапи. К этому периоду, называемому старовавилонским, относятся первые дошедшие до нас собственно астрономические тексты. Они содержат результаты наблюдений видимости Венеры, проводившихся в течение 21 года. Иногда очевидны их астрологические цели. Солнце (Шамаш) и Луна (Син) "отвечали" за погоду и календарь, а Венера (Иштар) - за плодородие и войны. Поэтому и нужно было изучать "нрав" планеты.

Около 1600 г. до н. э. Вавилон завоевали пришельцы с востока - касситы. Их правление продолжалось около 500 лет. От этого периода, получившего название "касситский", сохранилась серия астрологических текстов "Энума Ану Энлиль", в которых содержится около 7 тыс. предсказаний. Предсказания касались в основном обстоятельств жизни царя, его семьи и страны в целом. Судеб простых людей они не затрагивали.

Тогда уже были известны пять планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), и тщательно наблюдались элементы их причудливых движений. К концу II тысячелетия до н. э. большинство ярких звёзд уже были объединены в созвездия, число которых приближалось к 70. Месопотамские созвездия частично совпадают с современными. Так, среди них были созвездия Близнецов, Рака, Льва, Весов, Скорпиона и др. Существовали и различия. Например, на месте Большой Медведицы месопотамские наблюдатели выделяли созвездие Колесницы, на месте Овна - Наёмного Работника, на месте Рыб - Большой Ласточки.

Особое значение придавалось наблюдениям гелиакических восходов звёзд, т. е. дней года, когда звезда или созвездие впервые становятся видны на востоке перед восходом Солнца. Были разработаны даже особые звёздные календари, в которых каждому месяцу ставилось в соответствие по три созвездия, чьи гелиакические восходы приходились на этот месяц.

Расцвет месопотамской астрономии приходится на I тысячелетие до н. э. В то время в Месопотамии происходили крупные политические и культурные изменения. Усилилась и превратилась в мощное государство Ассирия, ослабив влияние Вавилона. Затем в 612 г. до н. э. столицу Ассирии Ниневию разрушили союзные войска мидийцев и вавилонян. Среди развалин дворца последнего ассирийского царя Ашшурбанипала археологи нашли библиотеку, в которой среди множества глиняных "книг" оказались и тексты ассирийских жрецов-астрономов. К середине I тысячелетия до н. э. аккадский язык был вытеснен арамейским.

К ассирийскому периоду относится создание серии клинописных текстов "Мул Апин" («Созвездие Плуг»). В них подводятся итоги всему предшествующему развитию астрономии. Помимо каталога созвездий и звёзд и списка дат их утренних восходов здесь есть список последовательных кульминаций некоторых звёзд и список "созвездий на пути Луны", включавший 18 созвездий, - прообраз современного Зодиака. Солнечный год подразделяется на четыре сезона. При этом утверждается, что Солнце за год проходит через те же созвездия, что и Луна за месяц. В состав "Мул Апин" входят также таблицы для определения времени днём по измерению длины тени гномона.

При последних ассирийских царях, правивших в VIII-VII вв. до н. э., астрология и астрономия относились к числу важных государственных занятий. Месопотамия была покрыта сетью храмов, где проводились астрономические наблюдения. О результатах наблюдений регулярно докладывали царю. До нашего времени дошло около 600 подобных сообщений из библиотеки Ашшурбанипала. Как и в предыдущие времена, особое внимание привлекали наблюдения затмений Солнца и Луны, которые считались дурными предзнаменованиями.

С середины VIII в. до н. э. астрономы начали фиксировать даты наблюдавшихся лунных затмений в особых списках. Именно знание моментов древних затмений позволило Гиппарху, Птолемею и Копернику с большой точностью вычислить длину года. Год восшествия на престол вавилонского царя Навуходоносора Клавдий Птолемей выбрал в качестве начальной точки своего астрономического календаря, потому что, как он пишет: "…это эпоха, начиная с которой древние наблюдения в целом сохранились вплоть до настоящего времени".

Традиция наблюдений и составления "дневников наблюдений" сохранялась вплоть до I в. до н. э. Кроме лунных затмений в "дневниках" систематически отмечали новолуния и полнолуния, положение Луны относительно звёзд, перемещения планет относительно Солнца и звёзд. Регулярно отмечались и даты равноденствий и солнцестояний, а также появления комет, падения метеоритов. Наблюдения месопотамских астрономов частично сохранили свою научную значимость и в настоящее время.

Об использовании месопотамскими астрономами каких-либо угломерных приспособлений сведений нет. Малая точность их наблюдений говорит в пользу того, что они доверяли глазомерным наблюдениям, определяя расстояния между светилом и "опорными" звёздами. Их главным астрономическим инструментом были водяные часы. Месопотамские астрономы делили сутки на 12 часов, называвшихся «
беру» (bēru), а каждый час делился на 30 "градусов времени" ("уш"). Один градус времени содержал ровно четыре наши минуты. С такой точностью астрономы и могли фиксировать время ночью.

После падения Ассирии наступил продолжавшийся 90 лет период возвышения Вавилона, пока в 539 г. до н. э. Кир Великий не включил Вавилонское царство в состав Персидского. В IV в. до н. э. Вавилон стал столицей недолговечной империи Александра Македонского, а после её распада находился под властью правителей из династии Селевкидов. Но, несмотря на исторические потрясения, месопотамская астрономия просуществовала до рубежа новой эры.

Самым выдающимся достижением месопотамской астрономии нововавилонского периода стало развитие математической теории, позволившей предвычислять движение Луны и планет с точностью, достаточной при проведении наблюдений невооружённым глазом. Культ небесного бога Ахурамазды, пришедший вместе с персидским завоеванием, стимулировал развитие астрологии и астрономических исследований.

Важнейшим астрономическим новшеством того времени стало введение эклиптики: большого круга в зодиакальном поясе, разделённого на 12 равных частей по 30° каждый. Этот круг служил математической шкалой для определения положений Солнца, Луны и планет. Каждая из этих частей, знаков зодиака, называлась именем соответствующего созвездия.

Приблизительно тогда же был открыт 19-летний календарный цикл, регулирующий вставки дополнительного лунного месяца. 19-летний цикл предусматривал добавление в определённом порядке семи тринадцатых месяцев на протяжении 19 лет, причём к началу очередного цикла Луна оказывалась в той же фазе. В Европе этот цикл называется метоновым, поскольку был предложен афинским астрономом Метоном в 433 г. до н. э., возможно не без влияния Вавилона.

В ту же эпоху на основе многолетних наблюдений был открыт сарос (греч. "повторение") - 18-летний период повторяемости лунных затмений. Это позволило сделать первые успешные предсказания лунных затмений. Были найдены и периодические закономерности движения планет.

Есть основания полагать, что к концу IV в. до н. э. теории движения Луны и планет уже были завершены. Их основой были вычислительные методы с использованием арифметических прогрессий. Однако почти ничего не известно о создателях этих теорий. Греческий географ Страбон, живший на рубеже новой эры, приводит имена знаменитых месопотамских астрономов - Кидинну, Габуриана и Селевка из города Селевкии. Первые два имени встречаются и в клинописных источниках.

Самый поздний клинописный текст астрономического содержания датируется 75 г. н. э. - временем, когда месопотамская цивилизация уже находилась в глубоком упадке. Однако достижения её астрономии стали достоянием учёных античного мира и сыграли важную роль в истории этой науки. Лунная теория Гиппарха, например, базировалась в значительной мере на вавилонских данных. Система античных созвездий вобрала многие из известных в Месопотамии. И сейчас мы всё ещё продолжаем делить большие круги небесной сферы на 360°, как это делали астрономы древнего Междуречья.

2 Некоторые понятия и термины сферической астрономии

Рис. 2

Рис. 3

Небесная сфера – это воображаемая сфера произвольного радиуса, центр которой находится в точке наблюдения. Плоскость, проведенная через центр небесной сферы перпендикулярно к отвесной по отношению к поверхности земли линии, образует на пересечении с небесной сферой большой круг, называемый математическим или истинным горизонтом.

Отвесная линия пересекается с небесной сферой в двух диаметрально противоположных точках - зенита Z и надира Z'. Зенит находится точно над головой наблюдателя, надир скрыт земной поверхностью.

Суточное вращение небесной сферы является отражением вращения Земли и происходит тоже вокруг земной оси, но в обратном направлении, то есть с востока на запад. Ось вращения небесной сферы, совпадающей с осью вращения Земли, называется осью мира.

Северный полюс мира Р направлен на Полярную звезду (0°51 от Полярной звезды). Южный полюс мира Р' находится над горизонтом южного земного полушария и из северного полушария не виден.

Большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна оси мира, называется небесным экватором, который совпадает с плоскостью земного экватора. Небесный экватор делит небесную сферу на два полушария - северное и южное. Небесный экватор пересекается с истинным горизонтом в двух точках, которые называются точками востока Е и запада W. В точке востока небесный экватор поднимается над истинным горизонтом, а в точке запада опускается за него.

Большой круг небесной сферы, проходящий через полюс мира (РР'), зенит и надир (ZZ'), называется небесным меридианом, который отражается на земной поверхности в виде земного (географического) меридиана. Небесный меридиан делит небесную сферу на восточную и западную и пересекается с истинным горизонтом в двух диаметрально противоположных точках – точке юга (S) и точке севера (N).

Прямая линия, проходящая через точки юга и севера и являющаяся линией пересечения плоскости истинного горизонта с плоскостью небесного меридиана, называется полуденной линией.

Большой полукруг, проходящий через полюсы Земли и какую-либо точку на её поверхности, называется меридианом данной точки. Меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, главную обсерваторию Великобритании, называется нулевым или начальным меридианом. Нулевой меридиан и меридиан, отстоящий от нулевого на 180°, делят поверхность Земли на два полушария – восточное и западное.

Большой круг небесной сферы, плоскость которого совпадает с плоскостью земной орбиты вокруг Солнца, называется плоскостью эклиптики. Линия пересечения небесной сферы с плоскостью эклиптики называется линией эклиптики или просто эклиптикой. Эклиптика – слово греческое и в переводе означает затмение. Данный круг назвали так, потому что затмения Солнца и Луны происходят тогда, когда оба светила находятся вблизи плоскости эклиптики. Для земного наблюдателя вдоль эклиптики происходит видимое годовое движение Солнца. Линия, перпендикулярная плоскости эклиптики и проходящая через центр небесной сферы, образует в точках пересечения с ней Северный (П) и Южный (П') полюсы эклиптики.

Линия пересечения плоскости эклиптики с плоскостью небесного экватора пересекает поверхность земной сферы в двух диаметрально противоположных точках, называемых точками весеннего и осеннего равноденствия. Точку весеннего равноденствия принято обозначать  (Овен), точку осеннего равноденствия -  (Весы). Солнце в этих точках бывает соответственно 21 марта и 23 сентября. В эти дни на Земле день равен ночи. Точки эклиптики, отстоящие от точек равноденствия на 90°, называются точками солнцестояний (22 июля - летнее, 23 декабря - зимнее).

Плоскость небесного экватора наклонена к плоскости эклиптики на угол 23°27'. Наклон эклиптики к экватору не остается постоянным. В 1896 году при утверждении астрономических постоянных было решено наклон эклиптики считать равным 23°27'8,26".

Вследствие воздействия на Землю сил притяжения Солнца и Луны он постепенно изменяется в пределах от 22°59' до 24°36'.

Еще во II веке до н.э. греческий астроном Гиппарх сравнил свои астрономические наблюдения с наблюдениями астронома Тимохариса, произведённые более 100 лет до наблюдений Гиппарха. И он установил, что точка весеннего равноденствия медленно перемещается относительно звезд навстречу годичному движению Солнца. Таким образом, все долготы звёзд увеличиваются примерно (по его оценке) на 1° каждые 100 лет (по современным данным, 1° за 71,5 года).

Благодаря тому, что равноденствие наступает раньше, чем Солнце совершает полный оборот по эклиптике, явление получило название предварения равноденствий, или прецессии. Величина этого смещения за год называется постоянной прецессии и по современным данным составляет около 50", а полный оборот по эклиптике точка весеннего равноденствия совершает примерно за 26 000 лет (25 776 лет).

Перемещение северного полюса мира вокруг полюса эклиптики

Рис. 4. Перемещение северного полюса мира вокруг полюса эклиптики

Наблюдения за положением северного полюса мира показали, что он также перемещается среди звезд, примерно на 20" в год, по малому кругу небесной сферы вокруг полюса эклиптики. Радиус этого круга равен e ~ 23º26' - углу наклона эклиптики к экватору и очень медленно, на 0".5 в год, уменьшается. На это движение накладывается еще одно - периодическое в виде эллипса с полуосями 9".21 и 6".85, с периодом в 18.6 лет. Оно было обнаружено английским астрономом Дж. Брадлеем в 1727 году и названо нутацией. Примерно 5000 лет назад северный полюс мира находился около звезды α Дракона (Тубан), 3000 лет назад из ярких звезд ближайшей к полюсу была β Малой Медведицы (Кохаб). К 2000 году северный полюс мира расположился в 44' от Полярной звезды (α UMi), к 2102 году он приблизится к ней на минимальное расстояние (28'), а затем начнет удаляться по направлению к звезде γ Цефея.

Таким образом, земная ось с периодом 26000 лет описывает в пространстве конус с углом e при вершине. Это движение происходит вместе с Землей так, что относительно земной поверхности географические полюса из-за прецессии не смещаются. В то же время угол наклона земной оси к плоскости эклиптики (орбиты Земли) остается равным углу e.

Вместе с земной осью плоскость небесного экватора, перпендикулярная ей по определению, также меняет свое расположение относительно звезд. Хотя в любом месте на поверхности Земли полюс мира занимает неизменное положение относительно горизонта (географические координаты из-за прецессии не меняются!), вследствие смещения небесного экватора происходят вековые изменения вида звездного неба, хотя взаимные расположения звезд также неизменны (собственные движения звёзд учитывать не будем).

Прямое следствие прецессии - непрерывное смещения столь любимых астрологами знаков зодиака относительно одноименных зодиакальных созвездий. Поскольку зодиакальные знаки определяются как 12 участков эклиптики длиной по 30º, привязанные к точке весеннего равноденствия, то нетрудно подсчитать, что за 2000 лет последняя (а вместе с ней и все знаки) сместилась к западу на 50".29 * 2000 = 27 º.9, т.е. практически на величину самого знака. Поэтому точки равноденствий и солнцестояний обозначаются значками не тех созвездий, в которых они находятся сейчас, а тех, в которых они были 2000 лет назад, и которые сейчас расположены восточнее этих точек.

3 Что такое «нибиру»?

Вернёмся к нашей теме. Итак, если мы обратимся к Ассирийскому Словарю университета Чикаго (CAD) [3], то мы обнаружим, что различные формы слова «nibiru» или, более правильно, «nēberu» («nēbaru», «peru», «nēburu») - обозначают что-либо, относящееся к пересечению, «паром», «брод», «переправа» - какие-то «указатель» или «точка пересечения». Существует также близкая форма «nēbertu» («nēbartu») - понятие, обозначающее «противоположный берег» (реки или моря). Также там отмечается, что «nēberu» - это одно из названий планеты Юпитер.

Эта информация, а также аккадский миф о сотворении мира «Энума Элиш» послужили отправной точкой к гипотезе Захарии Ситчина. Он утверждает, что слово «nibiru» обозначает планету, которая «пересекает» пути (орбиты) других планет нашей солнечной системы регулярно с периодом 3600 лет. Более детально с его гипотезой вы можете ознакомиться в статье Е. Рудольфа «Ситчин и Нибиру».

Не могу не согласиться с тем, что у шумеров были выдающиеся познания в астрономии. Об этом свидетельствуют такие широко известные клинописные тексты как «Энума Ану Энлиль», «Три Звезды В Каждом», «Мул Апин» и пр.

Для нашего исследования будут нужны все (или по крайней мере те, которые удалось найти) упоминания «nibiru», имеющиеся в этих текстах. Они приведены в таблице 2. [1]

Таблица 2 – «Nibiru» в астрономическом/астрологическом контексте.

№ п/п
Источник

Шумеро-Аккадская транслитерация

Значение
1
«Энума Элиш», Табличка V,
строка 6
ú-šaŕ-šid mań-zá-az

dNé-bé-ru ana ud-dú-u rik-sí-šú-un

«Он [в контексте - Мардук] установил положение Нибиру, чтобы указать им [звёздам/созвездиям] пути/границы»

2
«Энума Элиш», Табличка VII, строка 124
dNé-bé-ru né-bé-re-et
šamê u erṣeti lu tameḫma

«Пусть Нибиру будет держателем места пересечения небес и земли»

3

 «Энума Элиш», Табличка VII, строки 126, 130-131

 
dNé-bé-ru kakkabu-šu
ša ina šamê, u-ša-pu-u
 

стр. 130-131 не содержат слова Nibiru, но в них развивается мысль, изложенная в стр. 126.

«Нибиру – это его [Мардука, по контексту] звезда, которой он повелел появляться в небесах… [130-131]. Пусть он [Нибиру] устанавливает путь звёзд на небесах; пусть он [Нибиру] пасёт богов как овец…»

4

«Астролябия B», «Звёздный каталог» (известный как KAV 218B ii, строки 29-32)

MUL SA5 ša ina ZI imU18

LU EGIR DINGIR meš

GI5 ti ug-da-mi-ru-nim-ma AN-e BAR-ma GUB-iz MUL BI dNé-bé-ru

dAMAR.UD

«красная звезда стоит на юге после того, как боги ночи [звёзды] завершают свой путь, деля небо пополам. Эта звезда – Нибиру (т.е. Мардук(а)).»

5
«Mul.Apin» I.i:36-38
kīma kakkabū šūt dEnlil
ugdammirūni išten kakkabū
rabū ṣessudaʾmat šamê,
uštamšalma izzaz kakkab
dAMAR.UD  Né-bé-ru SAG.ME.GAR manzāssu ittanakkir
šamê ibbir

«Когда звёзды Энлиль завершают свой путь, одна большая звезда – хотя свет её тусклый – делит небо пополам и стоит там: это звезда Мардука, Нибиру, Юпитер. Она продолжает изменять своё положение и пересекает небо».

6
 
 
 
7
8
9
Разнообразные звёздные списки (#s 6-7 = CT 26.41..v.1; 44.ii.12 )
(# 8,9 = CT 25.35.7; 36.6)

(# 10-13 = «CAD», стр. 147; Тексты Предзнаменований; см. сокращения в «CAD»)

*Номера 6-7 = слово
MULNi-bi-rum (в списке звёзд)
 
*Номера 8-9 =
dNé-bé-ru Marduk rēmēnû,
 
*Номера 10-11 - есть слово
MULNi-bi-rum
 
*Номера 12-13 - есть слово
dNé-bé-ru
*“(звезда) Нибиру”
 
 
 
*“(бог) Нибиру, милосердный Мардук”
 
 
*“(звезда) Нибиру”
 
 
 
*“(бог) Нибиру”
10
 
Таблички K.6174:9’ и K.12769:6’
В обоих есть фраза:
DISH MULUDU.IDIM.GU4 UD
AN-e BAR-ma GUB-ma
dNé-bé -[ru šumšu]

«Если Меркурий делит небеса и стоит там, то он – Нибиру (имя ему – Нибиру).

11
 
Два текста предзнаменований («CAD», стр. 147)

В двух коротких астрономических предзнаменованиях есть MULNi-bi-rum

«(звезда) Нибиру»

Все закономерности движения объектов небесной сферы («неподвижных» звёзд, пяти планет, Луны и Солнца) фиксировались жрецами-бару. На основе этих закономерностей бару создали календарь, звёздные каталоги, выделили 48 созвездий, в том числе сначала 18 («созвездий на пути Луны»), а затем 12 зодиакальных созвездий, определили основные циклы Солнца, Луны и планет – Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна.

Выделение зодиакальных созвездий имело практическое применение. Эти созвездия были ориентирами для определения положения небесных тел, облегчали наблюдение за движением Солнца, Луны и пяти планет, а восходы и заходы созвездий и отдельных звёзд, кульминации, использовались для измерения времени и уточнения календаря. По положению созвездий и ярких звёзд определялось время посева и сбора урожая.

Стоит также отметить, что жители Месопотамии того времени полагали, что любое важное событие на Земле всегда предвосхищается определёнными астрономическими событиями. Так астрономические наблюдения стали использоваться зарождающейся астрологией. Бару разработали систему предзнаменований, с помощью которой предупреждали об изменениях погоды и лунных затмениях, а также предсказывалось будущее государства, правителей и исходов сражений.

Как утверждает Ван Дер Варден, схема была довольно проста: если произошло какое-то событие на земле, ему ставилась в соответствие определённая конфигурация объектов на небе. Затем эта «взаимосвязь» фиксировалась, и в будущем, предполагалось, что если повторится эта конфигурация на небе, то за ней последуют определённые события и на Земле. [4]

Для иллюстрации вышесказанного приведу несколько примеров примитивных предсказаний, основанных на наблюдении перемещения Луны и состояния неба в день, когда Луна становится видна в начале Нового года:

1. Если небо тёмное, год будет плохим.

2. Если лицо неба светлое, когда появляется новая Луна и (она встречается) с радостью, год будет хорошим.

3. Если северный ветер дует перед новолунием по лицу неба, хлеба будут расти изобильно.

4. Если в день новолуния лунный бог исчезает с неба недостаточно быстро, "трясучка" (предположительно - какая-то болезнь) придёт в страну. [4]

А также одно из предзнаменований, связанных с Венерой, записанное в «Энума Ану Энлиль»:

Если Венера появляется на востоке в месяце айяру и Великие и Малые Близнецы окружают её, все четыре, как и она, тёмные, тогда царь Элама будет сражён болезнью и не останется в живых. [4]

Таким образом, вы видите, что шумеры регулярно проводили астрономические наблюдения, которые они систематизировали и использовали эту информацию для уточнения календаря, измерения времени и предсказаний.

Но, к сожалению, нет никаких надёжных свидетельств, что у шумеров и вавилонян была модель Солнечной Системы, близкая к современной. Видимо, они не пытались объяснить закономерности в движении небесных тел, которые наблюдали, что необходимо для создания такой модели.

Таким образом, мне кажется более вероятным, и далее я буду исходить именно из этого предположения, что понятие «nibiru» не относилось к пересечению орбит планет Солнечной Системы, а относилось к пересечению путей движения тел по небесной сфере, что как вы должны понимать, не одно и то же.

Давайте ещё раз посмотрим на изображения, на которых показаны элементы небесной сферы (рис. 2, 3), и попробуем определить, какие могут быть пересечения между этими элементами.

Вариантов, на самом деле, не так уж и много.

  1. Пересечение небесного экватора с небесным меридианом.
  2. Пересечение эклиптики с небесным меридианом.
  3. Пересечение небесного экватора с эклиптикой.
  4. Пересечение небесного экватора с горизонтом.
  5. Пересечение эклиптики с горизонтом.
  6. Пересечение небесного меридиана с горизонтом.

А теперь я сформулирую гипотезу о том, какой смысл придавался понятию «nibiru» в клинописных текстах Месопотамии.

«Nibiru» - это технический термин жрецов-бару, обозначавший точку или линию пересечения элементов небесной сферы, а также небесное тело (звезду/планету), которое своим положением или движением отмечает на небесной сфере это пересечение.

Возьмём эту гипотезу за основу.

Есть большая вероятность того, что бару обозначали этим термином пересечение нескольких элементов (например, и эклиптики с меридианом, и эклиптики с экватором и т.п.), но я сделаю допущение, что термином «nibiru» обозначалось какое-то конкретное пересечение.

Итак, вернёмся к приведенным выше вариантам возможных пересечений.

Полагаю, что пересечение небесного экватора с горизонтом (4) и небесного экватора с меридианом (1) можно сразу же исключить или объединить с (2), т.к. в астрономических текстах понятие «nibiru» связано с планетами Юпитер и Меркурий. А планеты, как вы знаете, могут находиться на небесном экваторе только в двух точках – точках пересечения с эклиптикой (точках весеннего и осеннего равноденствия).

Точка (5) – пересечение эклиптики с горизонтом – может иметь большое значение, например, для определения времени года, т.к. эта точка в течение года смещается на север и на юг относительно точки востока и примерно совпадает с этой точкой в день весеннего равноденствия. Но эту точку гораздо проще определять по восходу Солнца, чем планет. Поэтому, думаю, что вариант (5) хотя и не исключён, но является довольно слабым.

Пересечение небесного меридиана с горизонтом (6) – это, фактически, точка юга. В нашем исследовании эту точку, как неподвижную точку, определяющую сторону света, можно смело исключить.

Прежде, чем перейти к рассмотрению вариантов (2,3), я должен сделать одно замечание. Модель небесной сферы, которую использовали в Месопотамии, отличается от той, которую я привёл выше.

Жрецы-бару, конечно, использовали понятие зенита и сторон света. Похоже, что в месопотамской модели также использовалось понятие небесного меридиана, и ниже я остановлюсь на этом более подробно.

Видимую небесную сферу они делили на три области, названные по именам великих богов: северная область – «звёзды бога Энлиль» («путь Энлиль»), приэкваториальная область – «звёзды бога Ану» («путь Ану»), и южные звёзды – «звёзды бога Эа» («путь Эа»). Согласно оценкам Бецольда и Шаумбергера 23 звезды Ану располагались в секторе примерно ±17° от небесного экватора, выше этой полосы находились 33 звезды Энлиля, ниже были расположены 15 звезд Эа. [4] О том, использовали ли бару понятие небесного экватора, достоверных данных нет. Что же касается эклиптики, то известно (табличка I каталога «Мул Апин»), что бару выделяли так называемый «Путь Сина» - путь бога Луны, который пересекал границы между путями Эа, Ану и Энлиль. Выделялся «путь Шамаша» (бога Солнца), который также пересекал границы путей Эа, Ану и Энлиль (табличка II каталога «Мул Апин»). Путь Солнца и планет связывался с путём Луны.

Рис. 5. Зоны Эа, Ану и Энлиля и путь Солнца согласно mulAPIN.

Несмотря на то, что между месопотамской моделью небесной сферы и современной имеются отличия, я думаю, что мы всё же можем продолжить рассмотрение вариантов (2,3), как адекватных, т.к., вполне вероятно, что жрецы-бару всё же могли себе «представить» середину пути Ану - воображаемую линию, соединяющую точку востока с точкой запада.

Может всё-таки стоит поискать письменные свидетельства  этому предположению?

Обратите внимание на следующие три цитаты (табл. 2):

«Красная звезда стоит на юге после того, как боги ночи [звёзды] завершают свой путь, деля небо пополам. Эта звезда – Нибиру (т.е. Мардук(а)).»

«Когда звёзды Энлиль завершают свой путь, одна большая звезда – хотя свет её тусклый – делит небо пополам и стоит там: это звезда Мардука, Нибиру, Юпитер. Она продолжает изменять своё положение и пересекает небо».

«Если Меркурий делит небо и стоит там, то он – Нибиру (имя ему – Нибиру).

Ван дер Варден утверждает, что «делит небо» означает «находится на меридиане». Возможно. Но у меня на этот счёт есть сомнения. В первой цитате отмечается, что звезда стоит «на юге» и «делит небо». Масло масляное? А в третьей цитате вообще говорится, что Меркурий «делит небо». Если «делит небо» подразумевает «находится на меридиане», то Меркурий не может в этом случае быть виден, т.к. он потеряется в лучах Солнца (кроме, конечно, случая полного солнечного затмения, но я думаю, что об этом явлении древние астрономы обязательно бы упомянули).

Я предположу, что в этих трёх цитатах «делит небо» подразумевает «находится на небесном экваторе», в точке равноденствия (пересечения экватора с эклиптикой), а не на меридиане. В этом случае противоречий я не вижу.

Что касается небесного меридиана, то, видимо, бару широко использовали и этот элемент небесной сферы, см. цитаты [4]:

«Ziqpu-звёзды, которые стоят посредине неба на пути Энлиля напротив груди наблюдателя, при помощи которых ночью можно наблюдать восходы и заходы звёзд: SHU.PA, BAL.UR.A, AN.GUB.BAmesh, UR.KU, UZA, UD.KA.DUH.A, LU.LIM, SHU.GI, GAM, MASH.TAB.BA.GAL.GAL, AL.LUL, UR.GU.LA, ERU, HE.GAL.A.A.»

«Чтобы наблюдать ziqpu, встань утром 20 нисану перед восходом Солнца, запад – направо от тебя, восток – налево, глаза твои обращены к югу; тогда kumara sha mulUD.KA.DUH.A будет посредине неба напротив твоей груди, а mulGAM восходит;

1 айяру, irtu shamulUD.KA.DUH.A посредине неба напротив твоей груди, а MUL.MUL восходит…»

Ziqpu – вавилонский технический термин, обозначавший кульминацию. Это значение подтверждается также этимологией слова; оно восходит к глаголу zaqāra «выпрямлять». Поэтому, когда плохие погодные условия мешали непосредственному наблюдению восхода GAM, вместо него можно было наблюдать одновременную кульминацию kumara sha mulUD.KA.DUH.A, что означает «плечо (или нечто подобное) грифона», и т.д.

Существует ещё одна цель, ради которой использовались ziqpu-звёзды, а именно: для определения времени ночью. Точность измерения времени при этом, согласно Шаумбергеру, была одной из наиболее высоких во всей античности. Наибольшая погрешность, по современным оценкам, достигает от 1 до 2 USH (1 USH = 4 минутам). [4]

Итак, вы видите, что жрецы Месопотамии вполне могли использовать в своих астрономических наблюдениях понятия, аналогичные небесному экватору и меридиану.

На каком же варианте (2) или (3) нам следует остановиться?

Ещё раз замечу, что если бы не упоминание «Меркурий  – Нибиру (имя ему – Нибиру)», то гипотеза, что термином «nibiru» обозначалось пересечение эклиптики и небесного меридиана, была бы очень сильна. Возможно, здесь имеются какие-то проблемы с переводом, но, к сожалению, я не могу это проверить.

Поэтому вынужден остановиться на гипотезе, что термин «nibiru» обозначает пересечение эклиптики с небесным экватором – точки равноденствий (а также небесные тела-«маркеры», указывающие на эти точки) и, возможно, в некоторых случаях саму эклиптику (пересекающую пути великих богов Эа, Ану и Энлиля).

Ниже я приведу ещё раз цитаты из клинописных текстов (см. табл. 2), в которых упоминается нибиру, и дам свои комментарии исходя из этой гипотезы. Должен предупредить читателя, что объяснения, которые даны в комментариях к цитатам (особенно это касается цитат из «Энума Элиш»), не следует воспринимать как неоспоримую истину. Причину этого, как я думаю, ещё раз объяснять не стоит…

  1. «Он [в контексте - Мардук] установил положение Нибиру, чтобы указать им [звёздам/созвездиям] пути/границы».

Цитата из «Энума Элиш». Возможно, речь идёт об эклиптике. Как выше упоминалось, в Месопотамии выделяли путь Солнца, Луны и планет, который определял «пояс» из 18 (позже 12) «зодиакальных» созвездий.

  1. «Когда звёзды Энлиль завершают свой путь, одна большая звезда – хотя свет её тусклый – делит небо пополам и стоит там: это звезда Мардука, Нибиру, Юпитер. Она продолжает изменять своё положение и пересекает небо».

Цитата из «Мул Апин». Здесь прямое указание на то, что Нибиру – это Юпитер. Исходя из этого текста, можно предположить, что на момент наблюдения Юпитер находился в точке равноденствия. Разумеется, из-за орбитального движения Земли и Юпитера через некоторое время станет заметно, что он покидает данную точку эклиптики.

  1. «Если Меркурий делит небо и стоит там, то он – Нибиру (имя ему – Нибиру).

Цитировано из табличек K.6174:9’ и K.12769:6’. Здесь также прямое указание на то, что Нибиру – это Меркурий. Похоже, что в данном случае «маркером», указывающим на точку равноденствия является Меркурий.

  1. «Красная звезда стоит на юге после того, как боги ночи [звёзды] завершают свой путь, деля небо пополам. Эта звезда – Нибиру (т.е. Мардук(а)).»

Очень интересная цитата из «Астролябии B». Красный цвет звезды не позволяет связать её с Юпитером. И прямо не упоминается Марс. Хотя, возможно, имеется в виду именно он. Здесь я хочу отметить, что кроме планет ещё есть две яркие звезды, находящиеся практически в оппозиции друг к другу и очень близко от эклиптики. Одна из них – Альдебаран – альфа Тельца, вторая – Антарес – альфа Скорпиона. Антарес – красная звезда, получила своё название за сходство в цвете с Марсом (Аресом). Любопытно, но в III тысячелетии до н.э. Альдебаран и Плеяды находились довольно близко от точки весеннего равноденствия, а Антарес – от точки осеннего равноденствия (в этом вы можете убедиться сами с помощью программы-планетария [9]). Кстати говоря, с Антаресом в более позднее время стал ассоциироваться бог Набу – сын Мардука.

  1. «Пусть Нибиру будет держателем места пересечения небес и земли» (со строки 125 следует текст: «… таким образом, чтобы они [небеса] не могли пересекаться выше и ниже, но должны ожидать его/её [Нибиру]»)..

Цитата из «Энума Элиш». В представлениях шумеров небо имело форму купола, центральная часть которого поднята на максимальную высоту, а края на линии горизонта смыкаются с плоской землей. На западе и на востоке предполагалось существование особых дверей или ворот для восхода и захода луны, солнца, планет и звезд. При восходе или заходе светил, их божества-хозяева должны были отпирать специальные засовы. [5] В аккадских мифах богу Шамашу окрывал засов страж человек-скорпион. Опять напрашивается ассоциация с созвездием Скорпиона, самая яркая звезда которого во времена расцвета шумерской цивилизации указывала на точку равноденствия.

Хотя возможно ещё одно объяснение. Если предположить, что шумеры всё-таки знали о шарообразности (!!!) Земли, то эту цитату можно интерпретировать следующим образом. Небесный экватор – линия, образованная пересечением плоскости земного экватора (земли) с небесной сферой (небесами), а нибиру указывает на эту линию.

 
  1. «Нибиру – это его [Мардука] звезда, которой он повелел появляться в небесах… [130-131]. Пусть он [Нибиру] устанавливает путь звёзд на небесах; пусть он [Нибиру] пасёт богов как овец…»

Это опять цитата из «Энума Элиш». Возможно, здесь снова речь идёт о звезде-маркере, указывающей на пересечение небесного экватора и эклиптики. Весьма вероятно, что под этой звездой понимается Юпитер. Выражение «пасёт богов как овец…» относится к планетам, которые назывались шумерами «блуждающими или дикими овцами», что отражало особый характер поведения планет на небе («блуждание» по петлеобразным траекториям в пределах эклиптики), отличавшее их от неподвижных звезд. Примечательно, что Юпитер проходит всю эклиптику примерно за 12 лет, как бы символизируя этим «большой год». Возможно, что именно это стало причиной выделения Юпитера среди остальных планет. Вспомним, что шумеры делили сутки на 12 беру (bēru), а каждый беру на 30 уш (USH), год на 12 месяцев. Астрологи Вавилона впоследствии также разделили эклиптику на 12 участков по 30º.

Заключение

Итак, что у нас получилось в «сухом остатке»?

Понятие «нибиру» совершенно определённо обозначало что-то, относящееся к идее «пересечения». Это понятие также употреблялось в астрономическом контексте. Поскольку нет никаких надёжных свидетельств, что астрономы древней Месопотамии владели знаниями об истинном устройстве Солнечной системы, мне кажется сомнительным, что словом «нибиру» они обозначали пересечение орбит тел Солнечной системы.

Более вероятно, что имелось в виду пересечение наблюдаемых путей движения тел на небесной сфере. Весьма возможно, что слово «нибиру» было астрономическим термином, обозначавшим эклиптику или её пересечение с небесным экватором (точки равноденствий).

В день весеннего равноденствия Солнце, двигаясь по эклиптике, пересекает небесный экватор и переходит из южного полушария в северное. В день осеннего равноденствия Солнце пересекает небесный экватор и переходит из северного полушария в южное. Как тут не вспомнить ещё раз значения слова «nēberu» - «переправа», «пересечение», «противоположный берег»? Известно совершенно точно, что равноденствиям в Месопотамии придавалось очень большое значение. С днём весеннего равноденствия было связано начало Нового года, множество ритуалов и предсказаний.

Поскольку линия эклиптики и точки пересечения непосредственно наблюдаться не могут, то для их визуализации использовались небесные тела (планеты или некоторые звёзды), которые в определённый момент находились в этих точках. Эти тела-маркеры также обозначались термином «нибиру».

В клинописных текстах явно указано, что «нибиру» перемещалась. Этот говорит о том, что, зачастую, под этим термином понималась планета – и это наиболее вероятное предположение. Хотя, это не обязательно должна быть только планета. Не нужно забывать про явление прецессии. Возможно, изначально в качестве «маркеров» использовались именно яркие «неподвижные» звёзды, которые из-за прецессии сместились и уже не могли выполнять свои функции звёзд-маркеров.

Хотя и нет прямых указаний на то, что астрономы Месопотамии открыли прецессию, мне кажется неправдоподобным, что в течение тысячелетий систематических наблюдений звёздного неба они не заметили этого явления. Вспомним, что Гиппарху для открытия прецессии было достаточно сравнить координаты звёзд своей эпохи с координатами звёзд, определёнными Тимохарисом (более чем за сто лет до Гиппарха). Таким образом, не исключено, что под перемещением «нибиру» в некоторых текстах понималось именно смещение точек равноденствий, обусловленное прецессией.

Изложенная в этой статье гипотеза ни в коей мере не претендует на окончательное и полное объяснение понятия «nibiru». Она, как и любая другая гипотеза имеет свои недостатки и достоинства. Но я, всё же, уверен, что она является гораздо более правдоподобной, чем гипотезы, провозглашающие «приход» Планеты-Х в 2012 г. и глобальные катаклизмы, связанные с этим.

Очень надеюсь, что теперь вы тоже в этом уверены.


Алексей Рудой, Земля (Sol III), 23.09.2010.

Список литературы:

[1] The Myth of a Sumerian 12th Planet: “NibiruAccording to the Cuneiform Sources. Michael S. Heiser, Ph.D. Hebrew Bible and Ancient Semitic Languages University of Wisconsin-Madison.

[2] Мариан Белицкий «Шумеры. Забытый мир», М. : Вече, 2000.

[3] The Assyrian Dictionary of University of Chicago. Chicago, 1956. (CAD)

[4] Б. Ван Дер Варден. ПРОБУЖДАЮЩАЯСЯ НАУКА II. Рождение астрономии. / Перевод с англ. Г.Е.Куртика, Под ред. А.А. Гурштейна, Москва, Наука, 1991

[5] В.В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры. - СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2001.

[6] Н. Александрович. Основы Астрономии (http://hea.iki.rssi.ru/~nik/astro/).
[7] Астрономия на глиняных табличках (http://www.astrolab.ru/)
[8] Википедия (http://wikipedia.org/)
[9] Программа-планетарий Stellaruim (http://stellarium.org/)

При написании статьи также использовался online-словарь аккадского языка (http://www.premiumwanadoo.com/cuneiform.languages/dictionary/index_en.php)

При копировании материала, гиперссылка на сайт www.wwintspace.net обязательна!

Читайте также:

Обсудить статью на форуме>>>


Постоянный адрес статьи: http://www.wwintspace.net/index.php?mod=news&act=show&id=256



Опубликовать

Проголосовать за статью:
 
Просмотров: 1797229.09.10 22:04 by al






Almaz09.01.11 09:13

Отличная статья, разумный подход. Я уверен что Нибиру - не 12 планета. Однако на мой взгляд - это не точки равноденствия. Автор статьи упустил еще одну возможность - пересечение Млечного Пути и эклиптики. Смысл слова neberu понятен - переправа планет на другой берег небесной реки. Млечный путь делит небо и указывает звездам их пути.
 



Мы будем благодарны за Ваш комментарий к новости "Что такое «Нибиру»? Планета или...".
Пожалуйста, будьте вежливы и пишите по существу!
Имя* (max. 40 символов):
Email:
Оформление текста:
Сообщение*
(max. 350 символов, осталось ):
 





Что умеет Нигма? :: Что понимает Нигма? :: Коллекция Нигма-фич

 




 Пользователю
Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Дополнительные сервисы доступны после регистрации!


ВХОД НА ФОРУМЫ
Регистрация
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?



Реклама:


Подписаться через FeedBurner

Ваш E-mail:

Delivered by FeedBurner


Рассылки Subscribe.Ru
Соединяющий Миры
Подписаться письмом

Рассылка 'Соединяющий Миры'


Код создан генератором  http://android-mobile.ru/qr-code/generator



Плюс Один за
Соединяющий Миры


Оцените наш проект

 Информация
Часовые пояса Земли



Праздники сегодня




Страна Анекдотов



Виртуальный телескоп


Текущее положение МКС
Текущее положение МКС

Солнце real-time
Солнце real-time

Пpoгнoз мaгнитныx буpь